Интервью 01.10.2024

10 вопросов о ярком

Свет и тени, солнце степи, наследие древности и немного «альтернативы»

Сего­дня в руб­ри­ке «10 вопро­сов» — бесе­да с чле­ном Сою­за худож­ни­ков Рос­сии, воис­ти­ну искус­ной и ори­ги­наль­ной Оль­гой Нагор­ной, извест­ной не толь­ко в Рос­сии!

  • Здрав­ствуй­те, Оль­га! Чест­но ска­жу — я не силь­но хоро­шо раз­би­ра­юсь в живо­пи­си, мне либо нра­вит­ся картина/портрет, цеп­ля­ет чем-то за стру­ны ума и души, либо нет. При оформ­ле­нии аль­ма­на­ха “Акса­ков­ский” для облож­ки были выбра­ны ваши рабо­ты — кони в сте­пи с пере­лес­ка­ми и спуск к Ура­лу с набе­реж­ной. Очень инте­рес­ное цве­то­вое реше­ние. Крас­ки насы­щен­ные, все зали­то солн­цем, более оран­же­вым, чем жел­тым. Это такая осо­бен­ность миро­вос­при­я­тия — гла­вен­ство Солн­ца в кар­тине жиз­ни?

Пря­мо фило­соф­ский, даже биб­лей­ский вопрос. Отсы­ла­е­те меня к куль­ту солн­ца у древ­них наро­дов? Отче­го мир такой яркий? Свет и цвет – осно­ва и настро­е­ние любой кар­ти­ны, худо­же­ствен­ной фото­гра­фии. Имен­но дра­ма­тур­гия све­та при­да­ет дина­ми­ку фор­ме и ком­по­зи­ции. Всё зави­сит от осве­ще­ния — и сюжет, и смысл кар­ти­ны. Свет – это тени, это настро­е­ние… Пер­вое, что дол­жен знать худож­ник поми­мо про­чих зна­ний — как рабо­тать со све­том. Свет – это куль­ми­на­ция! Мож­но иде­аль­но изоб­ра­зить фор­му, любой пред­мет, но без све­та нет объ­е­ма и жиз­ни. Пре­по­да­ва­те­ли нам все­гда гово­ри­ли: «Рабо­тай­те с осве­ще­ни­ем, от это­го зави­сит тональ­ность и коло­рит всей кар­ти­ны». Да и свет рас­смат­ри­ва­ет­ся не толь­ко как физи­че­ское явле­ние, но и как духов­ная суб­стан­ция…

  • При­ез­жие худож­ни­ки, по слу­хам, гово­ри­ли, что в Орен­бур­ге осо­бен­ные свет и солн­це, оно яркое, радост­ное, но в то же вре­мя и бес­по­щад­ное. Так ли это?

Да, у нас в Орен­бур­жье мно­го солн­ца! Я мно­го путе­ше­ство­ва­ла по Рос­сии и Запад­ной Евро­пе. Сол­неч­ные и пас­мур­ные дни там актив­но чере­ду­ют­ся, а в наших сте­пях солн­це «озо­ла­чи­ва­ет» все! Это и выжжен­ные рань­ше сро­ка тра­вы, и золо­ти­стая пыль повсю­ду, и заго­ре­лые обвет­рен­ные лица… Такое у нас ази­ат­ское солн­це — щед­рое и бес­по­щад­ное! Поэто­му серые, при­глу­шен­ные крас­ки на кар­ти­нах всту­па­ют в дис­со­нанс с реаль­ным сол­неч­ным миром в наших кра­ях. Отсю­да и пред­по­чте­ние ярким крас­кам!

  • Впер­вые с Вашим твор­че­ством я позна­ко­мил­ся году в 1996-ом, когда Вы иллю­стри­ро­ва­ли так и не издан­ные сказ­ки Юрия Коз­ло­ва по про­зви­щу Суе­цыд, наше­го архи­пан­ка всея Орен­бур­жья. У Вас и муж рокер, музы­кант груп­пы “Мель­хи­ор”. Аль­тер­на­тив­ная куль­ту­ра это что для Вас? При­ток, так ска­жем, боль­шой реки под назва­ни­ем Искус­ство, или что-то дру­гое, парал­лель­ный мир?

В нача­ле 90‑х закрыл­ся худо­же­ствен­ный фонд и изда­тель­ство «Южный Урал», где я рабо­та­ла после окон­ча­ния худо­же­ствен­но­го учи­ли­ща. В «сво­бод­ном поле­те» тогда ока­за­лись мно­гие, и часто был рас­про­стра­нен «бар­тер». Мно­гие пом­нят те вре­ме­на — нача­ло ста­нов­ле­ния «рыноч­ных отно­ше­ний. Мне нуж­но было осво­ить одну из ком­пью­тер­ных про­грамм, а ею отлич­но вла­дел Юра, и вза­мен я пообе­ща­ла сде­лать ему рисун­ки к его кни­ге. Затея, конеч­но, до кон­ца не осу­ще­стви­лась. До это­го я оформ­ля­ла печат­ные изда­ния в изда­тель­ско-поли­гра­фи­че­ском отде­ле «Южный Урал», и опыт в поли­гра­фии у меня уже был. А так — самая пер­вая кни­га, кото­рую я про­ил­лю­стри­ро­ва­ла, была «Бла­го­да­ре­ние» Надеж­ды Еме­лья­но­вой (Орен­бург­ское книж­ное изда­тель­ство). Потом иллю­стри­ро­ва­ла поэ­зию Вади­ма Баку­ли­на и мно­гих дру­гих.

Об аль­тер­на­тив­ной куль­ту­ре тогда и не слы­ха­ла, и до сих пор не пони­маю тол­ком, что она собою пред­став­ля­ет… Про­сто люби­ла слу­шать музы­ку по настро­е­нию. Толь­ко не поп­со­вую «для ног», а ту, кото­рая (выра­жа­ясь высо­ко­пар­но!) спо­соб­на под­нять до высо­ты духа, или низ­верг­нуть в про­пасть! Это мощ­ная оркест­ро­вая музы­ка или бру­таль­ный хэви метал. В юно­сти я с упо­е­ни­ем слу­ша­ла hard-and-heavy и клас­си­че­ские про­из­ве­де­ния рус­ских и немец­ких ком­по­зи­то­ров. Это может быть и каза­чий хор, и эпи­че­ская ком­по­зи­ция Manowar. Поэто­му про аль­тер­на­тив­ную музы­ку мне труд­но дис­ку­ти­ро­вать, это надо что-то в ней пони­мать, а я руко­вод­ству­юсь эмо­ци­о­наль­ным вос­при­я­ти­ем. Вооб­ще, музы­ка она как оке­ан — глу­би­ны ее не знаю, но чув­ствую…

С мужем мы вме­сте око­ло 30 лет. Я бы не назва­ла его роке­ром (всё это ярлы­ки). Мы про­сто живем, рабо­та­ем, стро­им пла­ны. Сер­гей про­дол­жа­ет зани­мать­ся музы­кой, что­бы под­дер­жи­вать фор­му и пери­о­ди­че­ски высту­па­ет на кон­цер­тах. Это поз­во­ля­ет «дер­жать руку на пуль­се». Сре­ди дру­зей у нас мно­го моло­де­жи.

  • Когда я начи­нал рабо­тать дизай­не­ром-вер­сталь­щи­ком, тре­бо­ва­ния к про­фес­сии были несколь­ко иные, чем сей­час. Кто видел пер­спек­ти­ву дизай­на, тот изу­чал спе­ци­аль­ные кни­ги по искус­ству, жур­на­лы тема­ти­че­ские. Сей­час мож­но полу­чить про­фес­сию дизай­не­ра, не уез­жая из Орен­бур­га. Мно­гие, назы­ва­ю­щие себя худож­ни­ка­ми, пода­лись в эту сфе­ру, основ­ным зара­бот­ком сде­лав рекла­му. Вам не пред­ла­га­ют чего-то подоб­но­го: лого­тип раз­ра­бо­тать, фир­мен­ный стиль, или толь­ко искус­ство в жиз­ни?

Не совсем понят­но, что зна­чит «назы­вать себя худож­ни­ком». Назы­вать долж­ны дру­гие. Зри­те­ли. Худож­ник или дизай­нер — это про­фес­сия. Это­му учат и выда­ют соот­вет­ству­ю­щие дипло­мы. Лого­ти­пы и про­чую офор­ми­тель­скую про­дук­цию при­хо­ди­лось раз­ра­ба­ты­вать, но очень дав­но. Зака­зов на это прак­ти­че­ски нет, сей­час я боль­ше реа­ли­зо­ва­лась в живо­пи­си и гра­фи­ке.

  • Пер­вый номер аль­ма­на­ха “Акса­ков­ский” укра­шен цвет­ны­ми вклад­ка­ми с фото­сес­си­ей поэтов лит­объ­еди­не­ния в сла­вян­ских костю­мах Ваше­го шитья. Костю­мы это что, посто­ян­ный про­ект, осо­бая линия в Вашем твор­че­стве, такой воз­врат к кор­ням, или про­сто увле­че­ние?

Люб­лю раз­ра­ба­ты­вать костю­мы. Безум­но твор­че­ский про­цесс! Самое слож­ное — най­ти чело­ве­ка, кото­ро­му костюм подо­шел бы. Для меня это рабо­та над обра­за­ми людей из про­шед­ших эпох. Быва­ет, смот­ришь на совре­мен­ни­ка как-то обы­ден­но, а оде­нешь на него костюм — видишь пре­об­ра­же­ние. Чело­век даже дви­га­ет­ся в нем по-дру­го­му! Это помо­га­ет про­чув­ство­вать людей того вре­ме­ни. Полез­но в рабо­те над кар­ти­на­ми. Сей­час раз­ра­ба­ты­ваю дизайн костю­мов в «Зве­ри­ном сти­ле» для фото­про­ек­та «Сар­ма­ты – леген­ды сте­пи».

  • Посту­па­ют ли Вам зака­зы непо­сред­ствен­но на иллю­стри­ро­ва­ние книг – худо­же­ствен­ных, исто­ри­че­ских? И мож­но ли нашим чита­те­лям и под­пис­чи­кам на паб­лик обра­щать­ся к Вам с подоб­ны­ми вопро­са­ми, или Вы рабо­та­е­те толь­ко, ска­жем так, для хоро­ших дру­зей?

Конеч­но, это же моя рабо­та! Прав­да, не часто. Книг все-таки не так мно­го изда­ют, как об этом дума­ют. Обыч­но зво­нят или пишут изда­те­ли из дру­гих реги­о­нов, спра­ши­ва­ют согла­сие на пуб­ли­ка­цию на уже гото­вые рабо­ты. Были зака­зы и от незна­ко­мых авто­ров. В про­цес­се рабо­ты над кни­гой автор ста­но­вит­ся мне дру­гом.

Посу­ди­те сами! Я читаю его про­из­ве­де­ние, начи­наю пони­мать его! Если не пони­маю, то иллю­стри­ро­вать не берусь. Ведь нуж­но погру­зить­ся в мир писа­те­ля, выстро­ить диа­лог, про­чув­ство­вать и открыть содер­жа­ние. В чем-то домыс­лить и доба­вить недо­го­во­рен­ное. Создать образ кни­ги, что­бы, рас­крыв ее, было ясно ее настро­е­ние, о чем она. Рабо­та над иллю­стра­ци­я­ми — это рабо­та в тан­де­ме с авто­ром. Конеч­но же, мы подру­жим­ся в про­цес­се.

Я очень люб­лю кни­ги! Могу про­жить без мно­гих удо­воль­ствий, но без чте­ния – никак! Мне кажет­ся, не читая, невоз­мож­но зани­мать­ся искус­ством!

Наде­юсь в кон­це года про­ве­сти юби­лей­ную выстав­ку и на ней пред­ста­вить, кро­ме кар­тин, еще и кни­ги, печат­ные изда­ния раз­ных авто­ров и изда­тельств с моим оформ­ле­ни­ем.

  • Я с боль­шим инте­ре­сом озна­ко­мил­ся с про­из­ве­де­ни­ем Его­ра Клас­се­на, яко­бы запре­щен­ным к рас­про­стра­не­нию на Запа­де одним из рим­ских Пап, о про­ис­хож­де­нии самих назва­ний сарматов/савроматов, ала­нов, гетов. Яко­бы степ­ной народ был фак­ти­че­ским моно­по­ли­стом на про­из­вод­ство СЫРОМЯТ, кожа­ных изде­лий и, в первую оче­редь, кожа­ных доспе­хов. Для лите­ра­то­ров, инте­ре­су­ю­щих­ся вза­им­ным вли­я­ни­ем язы­ков и пере­те­ка­ни­ем зву­ча­ний из наре­чия в наре­чие, это не лише­но смыс­ла. А у Вас есть какие-то све­де­ния на эту тему?

Как ни стран­но, не чита­ла Клас­се­на. Да и мало читаю худо­же­ствен­ные про­из­ве­де­ния на исто­ри­че­скую тему. Рабо­та над «сар­ма­та­ми», а это еще и рабо­та с куль­тур­ным насле­ди­ем, пред­по­ла­га­ет обще­ние с про­фес­си­о­на­ла­ми в этой обла­сти. Я обра­ща­лась с инте­ре­су­ю­щи­ми меня вопро­са­ми напря­мую к архео­ло­гам, кото­рые иссле­до­ва­ли кур­га­ны. Один из них пока­зал мне фото, озна­ко­мил с эта­па­ми рас­ко­пок Филип­по­в­ско­го некро­по­ля, и я уви­де­ла весь про­цесс изу­че­ния мате­ри­аль­ной куль­ту­ры ран­них кочев­ни­ков. Уче­ный при этом ска­зал мне фра­зу, кото­рая запом­ни­лась: «Вот все, что ты видишь, то и есть!» А там горст­ка пред­ме­тов рядом с костя­ком, и боль­ше ниче­го!.. Ико­но­гра­фи­че­ским и пись­мен­ным источ­ни­кам древ­них исто­ри­ков не все­гда мож­но дове­рять. Ведь сплет­ни и домыс­лы, и поли­ти­че­ские воз­зре­ния в те вре­ме­на тоже были. Пред­став­ля­е­те, какая это зада­ча — из арте­фак­тов про­шло­го создать обра­зы древ­них зем­ля­ков наших! Поэто­му, ниче­го кро­ме архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, опи­са­ний, ката­ло­гов мною не рас­смат­ри­ва­ют­ся. Конеч­но, худож­ник не уче­ный, нет пре­тен­зии на исти­ну, но на осно­ве зна­ний он созда­ет худо­же­ствен­ные обра­зы и даже мифы.

Рабо­та над про­ек­том «Сар­ма­ты» све­ла меня с потря­са­ю­щи­ми людь­ми! Мне очень помог­ли наши исто­ри­ки и сотруд­ни­ки Губер­на­тор­ско­го кра­е­вед­че­ско­го музея. Отклик­ну­лись уче­ные даже из дру­гих угол­ков Рос­сии. Один из моих кон­суль­тан­тов-исто­ри­ков (архео­лог, сотруд­ник Госу­дар­ствен­но­го Эрми­та­жа, пре­по­да­ва­тель в Ака­де­мии худо­жеств Санкт Петер­бур­га) дал мне направ­ле­ние, напи­сал пись­мо-напут­ствие: «В дета­лях хоро­шо опи­рать­ся на зна­ние архео­ло­гии, но глав­ное — душа кочев­ни­ка. Рас­ска­зать о людях, о жиз­ни того вре­ме­ни! Создать обра­зы из жиз­ни. Раз­мыш­ле­ния! А рекон­струк­ции сде­лать живы­ми, теп­лы­ми. Это не иллю­стра­ции к чему-то там и чего-то там. Это из жиз­ни. Све­жесть и инте­рес! Не стре­мить­ся иллю­стри­ро­вать науч­ные идеи и чьи-то фан­та­зии». Прав­да, хоро­шо ска­зал?

  • Все-таки кто Вам бли­же по духу, сар­ма­ты-степ­ня­ки или более север­ные наро­ды? Ведь само имя Оль­га, если ниче­го не путаю, род­ствен­но варяж­ско­му Хель­га.

По духу близ­ки и те, и дру­гие! Жаж­да про­стран­ства, свой­ствен­ная кочев­ни­кам, и стрем­ле­ние к суро­вой кра­со­те север­ных лесов и гор оди­на­ко­вы. Я люб­лю путе­ше­ство­вать. Полу­чи­ла при­гла­ше­ние сде­лать выстав­ку в Санкт-Петер­бур­ге под назва­ни­ем «Слав­ная Русь и Вели­кая степь». Но из-за пан­де­мии ее не уда­лось реа­ли­зо­вать. Отло­жи­ли…

  • Сре­ди Ваших кар­тин мно­го изоб­ра­же­ний коней. Порт­рет извест­но­го в Орен­бур­жье клас­си­ка поэ­зии — тоже с лоша­дью. Отку­да такая страсть? Один из фило­со­фов гово­рил — всад­ник уже по фак­ту выше пеше­го. Будучи в сед­ле, что Вы чув­ству­е­те? Все-таки, это немно­го арха­и­ка сре­ди совре­мен­ных улиц, пла­сти­ка, ста­ли, машин… Хорс/Хорт — рус­ский бог, сим­вол кото­ро­го огнен­ный волк, мча­щий­ся за огнен­ным конем — катя­ще­е­ся по небу све­ти­ло…

Ну, я кон­ник с дет­ства. С 13 лет в сед­ле. Парал­лель­но с уче­бой зани­ма­лась кон­ным спор­том на иппо­дро­ме. Я мно­го рас­ска­зы­ва­ла о лоша­дях, но луч­ше кар­тин рас­ска­зать не могу. Ну, как объ­яс­нить свои чув­ства, ока­зав­шись в сте­пи на коне?! Очень хоро­шо ска­зал об этом Пао­ло Коэ­льо: «В сте­пи на коне. Меж тем с небес исхо­дит ощу­ще­ние Рая! Я без про­шло­го и без буду­ще­го, сосре­до­то­чен­ный на бла­го­да­ти созер­ца­ния неба, зем­ли, людей. Я испы­ты­ваю бла­го­дар­ность, за то, что живу на све­те!» При­мер­но так… Я же, как смог­ла, попы­та­лась рас­крыть тему в рас­ска­зе о лоша­ди «От вар­вар­ства к циви­ли­за­ции» в сво­ей кни­ге «Меч сар­ма­та» (изда­на в Орен­бург­ском книж­ном изда­тель­стве им. Г.П. Дон­ков­це­ва).

  • Для руб­ри­ки «10 вопро­сов» тра­ди­ци­он­но ста­ло при­ве­де­ние в кон­це бесе­ды тек­ста люби­мо­го сти­хо­тво­ре­ния. У Вас есть наи­лю­би­мей­шее про­из­ве­де­ние? Или, может, пес­ня?

О, их мно­го! С дет­ства люб­лю Ома­ра Хай­я­ма. Его сти­хи цити­ро­ва­ла моя мама. Папа же мне читал вслух Пуш­ки­на и Некра­со­ва, еще тогда, когда я сама читать не уме­ла. В поэ­зии, чест­но гово­ря, я не очень раз­би­ра­юсь. Про­сто ста­ра­юсь ее про­чув­ство­вать. Орен­бург­ских поэтов очень люб­лю. Не один раз про­сле­зи­лась, читая их стро­ки в аль­ма­на­хе «Алый цвет», жур­на­ле «Гости­ный Дворъ». Они все для меня откры­тие, мно­гие из них запа­да­ют в душу! Поэто­му не могу выде­лить что-то одно. Пожа­луй, это самый труд­ный вопрос.

Со школь­ной ска­мьи в памя­ти дер­жат­ся такие строч­ки, кото­рые пом­ню всю жизнь. Прав­да, не пом­ню, кто автор:

«И чтоб после себя не корить
В том, что сде­лал кому-то боль­но -
Луч­ше доб­рым на све­те быть,
Зло­го в мире и так доволь­но!»

Что неве­ро­ят­но слож­но в нашем мире!

Ну вот и изли­ла Вам душу! Кажет­ся, и мыс­ли при­ве­ла в поря­док….

С ува­же­ни­ем,
Член Сою­за худож­ни­ков Рос­сии,
Оль­га Вик­то­ров­на Нагор­ная.

Спа­си­бо Оль­ге Вик­то­ровне за искрен­ность. Ждем новых пре­крас­ных работ!

Андрей Юрьев,
член Сою­за рос­сий­ских писа­те­лей.

You may also like...