Маяк

Заговор до говора

вот он, Послед­ний Чело­век, пры­га­ет по зем­ле, мор­га­ет и спра­ши­ва­ет: «Что такое любовь? Что такое жизнь?»

Ф. Ниц­ше

Я нико­гда не раз­де­лял тео­рий все­мир­ных заго­во­ров. Хотя бы пото­му, что после впи­ты­ва­ния работ Ниц­ше и зна­ком­ства с «Госу­да­рем» Нико­ло Мак­киа­вел­ли ста­ло ясно – тихие опе­ра­ции по внед­ре­нию в созна­ние масс идей, необ­хо­ди­мых для узких групп лиц, не все­гда направ­ле­ны про­тив руко­во­ди­те­лей госу­дарств, заго­вор же про­тив наро­да бес­смыс­лен по опре­де­ле­нию. Заго­вор вооб­ще – сло­вес­ное закля­тье, направ­лен­ное про­тив кон­крет­но­го лица, поз­же – тай­ный дого­вор опять же груп­пы лиц про­тив опять же оди­ноч­ки. Заго­вор про­тив Цеза­ря не был никак заго­во­ром про­тив рим­лян, вот и всё.

Я вижу поли­ти­ку в реше­ни­ях, направ­лен­ных на полу­че­ние управ­ля­е­мо­го пове­де­ния масс. И вижу я ее в том чис­ле и в том, что почти деся­ти­ле­тие глав­ная армия Запа­да – Гол­ли­вуд и зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щие фир­мы, сов­мест­но с про­да­ва­е­мы­ми писа­те­ля­ми (забо­тя­щи­ми­ся о тираж­но­сти) внед­ря­ют в умы поль­зо­ва­те­лей про­из­ве­де­ний искус­ства и пред­ме­тов куль­ту­ры идею о воз­мож­но­сти новой все­мир­ной вой­ны. Как след­ствие, в Смыс­ло­вое Поле вжив­ля­ет­ся идея о един­ствен­но­сти инстинк­та, яко­бы и опре­де­ля­ю­ще­го всю жизнь чело­ве­ка – выжить. Выжить и ниче­го более. Как, зачем, поче­му – моти­ва­ция не рас­кры­ва­ет­ся, «выжи­ва­нию» при­пи­сы­ва­ют­ся даже твор­че­ские уда­чи масте­ров искус­ства – «он напи­сал кар­ти­ну, что­бы выжить!»

Идея выжи­ва­ния встре­ча­ет­ся в поле цен­ност­ных зна­че­ний с уже вышед­шей на уро­вень безу­мия, анти­ло­ги­ки иде­ей толе­рант­но­сти, при­зна­ю­щей за граж­да­ни­ном мира пра­во на всё 😊 Я имею в виду секс без рамок, само­вы­ра­же­ние без пре­де­лов, пре­воз­но­ше­ние неко­гда подав­ля­е­мых соци­аль­ных групп – сек­су­аль­ных и наци­о­наль­ных мень­шинств – выше титуль­ных наций госу­дарств, при­няв­ших поли­ти­че­ских и соци­о­куль­тур­ных бун­та­рей, бежен­цев и про­сто нена­вист­ни­ков роди­ны. Стран­но, не прав­да ли? «Выжить» — и при этом вме­сто рож­де­ния детей всту­пить в связь, не поз­во­ля­ю­щую зача­тия и более – не под­ра­зу­ме­ва­ю­щую его вооб­ще. Обще­ство мещан, все­гда бес­по­ко­ив­ше­е­ся – кто, как, когда и с кем – то тихо так, под шно­бель, то ярост­но, с пла­ка­та­ми и бита­ми – наста­и­ва­ет: да пусть кто с кем и где попа­ло!

С точ­ки зре­ния еще живо­го пси­хо­ана­ли­за и его вет­вей, с точ­ки зре­ния экзи­стен­ци­аль­ной пси­хо­те­ра­пии и ее доче­ри дина­ми­че­ской это есть как раз нару­ше­ние прин­ци­па выжи­ва­ния, функ­ции стрем­ле­ния к раз­мно­же­нию как пре­одо­ле­ния глав­ной тре­во­ги – стра­ха смер­ти. Не прав­да ли, занят­ный пара­докс? Работ­ни­ки СМИ тупят гла­за, фило­со­фы изоб­ре­та­ют новые идео­ло­ге­мы, меж­ду тем реше­ния пара­док­са не вид­но, от чего видят­ся реше­ния загад­ки века как борь­бы за пра­ва на Любовь (!!!). Какая раз­ни­ца, с кем ты любишь­ся, если это Оне, заве­щан­ные Гос­по­дом. С этой точ­ки зре­ния крыть более нечем. ЛГБТ актив­но ищут в свя­щен­ных текстах Заве­тов наме­ки на гомо­при­стра­стия Ису­са – тако­го пер­со­на­жа псев­до­и­сто­рии язык не пово­ра­чи­ва­ет­ся назвать Спа­си­те­лем и Гос­по­дом.

Я же вижу реше­ние про­бле­мы в дру­гом.

И при­зы­вы к выжи­ва­нию, и готов­ность к близ­кой смер­ти в обе­зу­мев­шем мире, и про­ти­во­по­лож­ные при­зы­вы насла­ждать­ся как захо­чет­ся (как пошу­тил мой друг пси­хо­те­ра­певт Марат Искан­де­ров – после­обе­ден­ный секс с живот­ны­ми стро­го по тре­тье­му тому Кама­сут­ры) – след­ствия одной, повто­ряю, одной и общей тра­ге­дии. В повсе­днев­ную жизнь внед­рял­ся прин­цип «здесь и сей­час», повы­ша­ю­щий само­осо­зна­ние кли­ен­та псев­до­пси­хо­ло­ги­че­ских прак­тик и его само­утвер­жде­ние путем сме­ны кур­са неудер­жи­мо­го при­об­ре­та­тель­ства на полу­че­ние ком­фор­та от того, что уже име­ешь. Одна­ко про­изо­шло обрат­ное, и при­зна­вать это­го никто не хочет, так же как одна оша­лев­шая нация не мог­ла пове­рить в свою поваль­ную загип­но­ти­зи­ро­ван­ность иде­ей вели­чия по кро­ви (!)… Вме­сто Двор­цов искус­ства, новых теат­ров, кон­сер­ва­то­рий и гале­рей вырос­ли тор­го­вые цен­тры, мега­мар­ке­ты и супер­скла­ды.

Одна тра­ге­дия, одна. Борь­ба за целост­ность. Объ­яс­ню.

***

2000 лет циви­ли­за­ция не мог­ла при­знать пол­но­стью тро­ич­ность, но зна­ла дуа­лизм, двой­ствен­ность. Про­стран­ство и вре­мя. Тело и душа. Душа и дух. Одна­жды им нашли умест­ные латин­ские назва­ния – ани­ма и ани­мус. Жен­ствен­ная пси­хи­че­ская сущ­ность и муже­ствен­ная. Ров­но отсю­да понес­лась по уха­бам игра в ком­би­на­ции внут­ри одно­го тела поло­вых начал и раз­ли­чий. Взгляд Фрей­да и пост-фрей­ди­стов на бла­го­при­ят­ность удо­воль­ствия от инти­ма и страш­ные послед­ствия огра­ни­че­ний сокро­вен­ной для обы­ва­те­ля лич­ной жиз­ни укре­пил­ся в нау­ке и искус­стве. Народ­ные при­сказ­ки «замуж тебе пора» ста­ли объ­яс­не­ни­ем всех тре­вол­не­ний рас­ту­ще­го само­со­зна­ния. При этом даже в сре­де вра­чей-душе­ве­дов сохра­ня­лась (и до сих пор сохра­ня­ет­ся) мето­ди­ка раз­де­ле­ния пси­хи­че­ской само­быт­но­сти на жизнь разу­ма и чувств, как созна­ния и под­со­зна­ния. Герои попу­ляр­ных филь­мов моло­тят чушь, от кото­рой поче­му-то не крас­не­ют уши сце­на­ри­стов, регу­ляр­но соби­ра­е­мых на кон­суль­та­ции с пра­ви­тель­ствен­ны­ми орга­на­ми для уяс­не­ния «веду­щей линии» спон­со­ров режи­ма.

Меж­ду тем, ана­ли­ти­че­ская пси­хо­ло­гия Юнга и постюн­ги­ан­цев наста­и­ва­ет на том, что пси­хи­ке при­су­щи не 2 функ­ции, интел­лек­та и чув­ства, а четы­ре. Интел­лект (мыш­ле­ние) и чув­ство – раци­о­наль­ные функ­ции, ощу­ще­ние и инту­и­ция – ирра­ци­о­наль­ные. Эта чет­ве­рич­ность накла­ды­ва­ет­ся на слож­ные отно­ше­ния врож­ден­ных пси­хи­че­ских мотор­чи­ков – архе­ти­пов и лич­ный опыт с ито­га­ми его в виде кено­ти­пов, моди­фи­ка­ции совре­мен­но­стью древ­них пра­об­ра­зов внут­ри «души».

Борь­ба за пра­ва инди­ви­ду­у­ма в про­ти­во­вес дав­ле­нию Госу­дар­ства как обез­ли­чен­но­го кол­лек­ти­ва нача­лась, мож­но ска­зать, еще тогда, когда один житель Наза­ре­та, веро­вав­ший во все­силь­ность люб­ви, заявил о род­стве с Небом и пото­му о пра­ве на лич­ные отно­ше­ния с Гос­по­дом. Пони­ма­е­те? До сих пор веру­ю­щие, как истин­но, так и яко­бы вер­но, ссы­ла­ют­ся на пра­во иметь свои соб­ствен­ные запро­сы к Нему и свои уни­каль­ные пра­ви­ла обще­ния с Ним, ссы­ла­ясь на при­мер Хри­ста же, в свя­зи с чем веру­ю­щих-то мил­ли­ар­ды, а после­ду­ю­щих уче­ни­ям кафо­ли­че­ских Церк­вей толь­ко сот­ни мил­ли­о­нов.

Бла­го­да­ря тому, что одна (!) пси­хи­че­ская функ­ция явля­ет­ся у субъ­ек­та (изъ­яв­ля­ю­ще­го волю) пре­об­ла­да­ю­щей, а пар­ная ей – допол­ня­ю­щей, урав­ни­ва­ю­щей, гар­мо­ни­зи­ру­ю­щей жизнь (в иде­а­ле), мы име­ем несколь­ко, огра­ни­чен­ное чис­ло пси­хо­ти­пов, схо­жих от рож­де­ния сво­и­ми свой­ства­ми, с опы­том при­об­ре­та­ю­щих лич­ност­ную уни­каль­ность. Пони­ма­е­те? Вплоть до сере­ди­ны 20-го века шла актив­ная вой­на трех в чистом виде пси­хо­ти­пов про­тив гла­вен­ству­ю­ще­го в запад­ных госу­дар­ствах мыс­ля­ще­го пси­хо­ти­па. Вся­кая безум­ная при­хоть, вся­кое инту­и­тив­ное псев­до­от­кро­ве­ние, вся­кая палит­ра ощу­ще­ний тре­бо­ва­ли СВОЕГО места под солн­цем и при­зна­ния сво­ей нор­маль­но­сти. Куль­ту­ра бун­то­ва­ла про­тив самой себя, куль­ту­ра втор­га­лась в нау­ку и поли­ти­ку, и вся­кий раз воин­ству­ю­щую тро­и­цу вытес­нен­ных и подав­лен­ных в мас­се функ­ций объ­яв­ля­ли нера­зум­ной. А такой, ров­но такой она была и есть! Вне­мыс­ли­мая – вне функ­ции мыш­ле­ния, у этих групп стес­нен­но­го от рож­де­ния.

Само­со­жже­ния про­тив разу­ма тира­нии и тира­нии разу­ма, обна­же­ния в церк­вях и мало­по­нят­ные арт­объ­ек­ты в гале­ре­ях – отсю­да, из борь­бы, напом­ню, чув­ства, ощу­ще­ния и инту­и­ции за пра­во жить – и толь­ко в этом они сход­ны со стрем­ле­ни­я­ми «выжи­валь­щи­ков».

Но Тра­ге­дия (хотя неуже­ли вам еще не хва­тит малень­ких тра­ге­дий ори­ги­наль­ных душ?) не в этом.

***

Гово­рят, чело­век «живот­ное, но живот­ное обще­ствен­ное». Несмот­ря на то, что раз­ви­тие инди­ви­ду­аль­но­сти уче­ные мужи уже с дав­них лет ста­вят в пря­мую зави­си­мость от раз­ви­тия навы­ков обще­ния с дру­ги­ми, подоб­ны­ми тебе или незна­чи­тель­но ина­ко­вы­ми, поступ­ки во имя сохра­не­ния соб­ствен­но­го досто­ин­ства в гла­зах окру­жа­ю­щих ста­вят на так себе, зави­си­мые места, хотя ни для кого дав­но не сек­рет, что «Чув­ство Соб­ствен­ной Важ­но­сти», с кото­рым упор­но борют­ся рели­гии и систе­мы взгля­дов, пре­воз­но­ся­щих Все­выш­не­го, Одно­го и для всех, — это чув­ство силь­нее самых оче­вид­ных сил.

Про­по­вед­ни­ки систе­мы «Здесь и сей­час» боро­лись с изли­ше­ства­ми ЧСВ, воз­вра­щая сво­их кли­ен­тов в реаль­ность, застав­ляя понять, что есть те, кто выше, но даже при этом Ты – Важен Для Всех, важен настоль­ко, что и важ­но­стью-то сво­ей заяв­лен­ной не можешь рас­по­ря­жать­ся, а пото­му дол­жен сохра­нять эту свою жиз­ниш­ку любой ценой. Любой, повто­рим мы вам, и замкнем смыс­ло­вую линию. Убить ради кус­ка хле­ба – а кто ска­зал, что тот, дру­гой, более досто­ин выжить? Есть толь­ко твой голод, здесь и сей­час!

А теперь при­слу­ша­ем­ся.

Досто­ин­ство.

Един­ствен­ное досто­я­ние, кото­рое боят­ся поте­рять даже в тюрь­ме и на войне, в лаге­рях – досто­ин­ство, соот­вет­ствие выка­зы­ва­е­мо­го обще­ством ува­же­ния тво­им спо­соб­но­стям, навы­кам, уме­ни­ям и – дея­ни­ям, как ни гром­ко.

Досто­ин­ство, гар­мо­ния пси­хи­че­ских сил лич­но­сти с сово­куп­ным отно­ше­ни­ем кол­лек­ти­ва, явно­го, явлен­но­го Здесь/Сейчас — или раз­бро­сан­но­го по кон­ти­нен­там и вре­ме­нам? Доб­рая память у потом­ков. При­ня­тие тебя в семью род­ствен­ных душ. Вклю­че­ние тебя в состав кол­лек­ти­ва, гото­во­го под­дер­жать твое раз­ви­тие – вот истин­ный мотив мни­мой борь­бы за выжи­ва­ние.

Воля к власти/любви/преображению – она дару­ет тебе важ­ность в гла­зах людей или Бога и ангель­ских чинов, она опре­де­ля­ет твое досто­ин­ство, кото­рое вовсе не обя­за­тель­но будет при­зна­но сверст­ни­ка­ми и совре­мен­ни­ка­ми, но от того не сде­ла­ет тебя бед­нее.

Досто­ин­ство, кото­рое избав­ля­ет от тре­во­ги за целост­ность тво­ей души/тела, ска­жем так, раз уж вы не изба­ви­лись от двой­ствен­но­сти.

Целост­ность. Не тела, а пси­хо­со­ма­ти­ки, спо­кой­ная уве­рен­ность в тво­ей без­опас­но­сти как суще­ства мыслящего/чувствующего/ощущающего/провидящего.

Пони­ма­е­те эту корен­ную отлич­ность от стра­ха смер­ти, яко­бы дви­жу­ще­го чело­ве­ком ВСЕГДА и ВЕЗДЕ? Пони­ма­е­те эту ложь «выжи­валь­щи­ков»? Целост­ность, ради кото­рой ИДУТ НА СМЕРТЬ, во имя сохра­не­ния досто­ин­ства у нынеш­них детей и буду­щих отцов?

Око­ло­куль­тур­ные бун­ты моти­ви­ро­ва­ны бес­со­зна­тель­ны­ми сила­ми, тре­бу­ю­щи­ми закреп­ле­ния в поле созна­тель­ной дея­тель­но­сти, а имен­но сила­ми, веду­щи­ми к сохра­не­нию Целост­но­сти и при­умно­же­нию Досто­ин­ства.

Даже если это досто­ин­ство выжив­ше­го «одно­го сре­ди мно­гих».

Цер­ковь сму­ща­ет­ся в этом вопро­се.

В гла­зах Бога рав­ны все. При этом к нему при­бли­же­ны Пра­вед­ни­ки, Бла­жен­ные, Муче­ни­ки, Анге­лы и все сон­мы избран­ных до сотво­ре­ния мира как буду­щая Гвар­дия Све­та, без­за­вет­ное воин­ство, пре­дан­ное одной Гос­под­ней Воле.

Воля, гос­по­да, Воля.

Сво­бо­да воли, пре­зи­ра­ю­щей самоё Смерть.

04:15, 10.10.2020

You may also like...