апокалипсис

Апокалипсис сегодня

Алек­сандр Дугин вновь высту­пил с заяв­ле­ни­я­ми о харак­те­ре про­ис­хо­дя­щих изме­не­ний в ноосфе­ре. Соглас­но его утвер­жде­ни­ям, апол­ло­ни­че­ский и дио­ни­си­че­ский типы логоса допол­ни­лись Тем­ным Лого­сом, Лого­сом Кибе­лы. Пусть так, но что, если ина­че про­сле­дить путь раз­ви­тия пара­диг­мы, откры­той Ниц­ше?

Юнг раз­вил уче­ние Фрей­да, точ­нее пере­смот­рел его с при­ме­не­ни­ем идей Ф.Н. Апол­ло­ни­че­ско­му типу соот­вет­ство­вал мыс­ля­щий пси­хо­тип лич­но­сти, дио­ни­си­че­ско­му – чув­ству­ю­щий. Но Карл Густав пошел даль­ше и утвер­дил пред­став­ле­ние не толь­ко об этих раци­о­наль­ных типах пси­хи­ки, но и об ирра­ци­о­наль­ных – ощу­ща­ю­щем и инту­и­ти­вист­ском. Как я уже писал одна­жды, транс­фор­ма­ции арха­и­ка – модерн – пост­мо­дерн при­во­дят к рево­лю­ции, бун­ту про­тив доми­ни­ро­ва­ния мыс­ля­ще­го типа пси­хи­ки и выво­ду на миро­вую куль­тур­ную сце­ну сен­си­ти­вов, а вос­пе­ва­ния «feelings, feelings» заме­ня­ют­ся кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем раз­дроб­лен­ных ощу­ще­ний. В соц­се­тях и речи моло­де­жи они теперь выгля­дят как при­сказ­ка «то чув­ство, когда» про­ис­хо­дит или пере­жи­ва­ет­ся что-то. Вот толь­ко в дей­стви­тель­но­сти это не чув­ство, а осмыс­лен­ный мини­маль­но кон­цепт ощу­ще­ний, как-то «при­лив у ног», «искры на кон­чи­ках паль­цев», «мураш­ки» (о потря­са­ю­щих пере­жи­ва­ни­ях). Так что точ­нее об этих раз­дроб­лен­ных кар­тин­ках мира гово­рить «то ощу­ще­ние, когда».

Одним из зна­ков свер­ша­ю­ще­го­ся бун­та ста­но­вит­ся оби­лие нату­ра­ли­стич­ных изоб­ра­же­ний интим­ной жиз­ни и наси­лия в новой лите­ра­ту­ре и кине­ма­то­гра­фе. Кус­ки пор­но­гра­фии в дра­ме, коме­дии ли уже не вос­при­ни­ма­ют­ся как нечто табу­и­ро­ван­ное для широ­ко­го пока­за. Это имен­но сен­си­ти­визм, отвер­га­ю­щий разум­ный кон­троль дей­ствий и эмо­ций, да и не толь­ко. Чув­ство эти­ми «кар­тин­ка­ми» не выра­жа­ет­ся, поток дви­же­ний-поток ощу­ще­ний вытес­ня­ет про­свет­лен­ное мыс­лью созна­ние и погру­жа­ет в мир Кибе­лы, Тем­ной боги­ни глу­бо­ких сло­ев бес­со­зна­тель­но­го. И закан­чи­ва­ют­ся про­из­ве­де­ния тако­го рода вне­зап­ным оза­ре­ни­ем пер­со­на­жа – необ­хо­ди­мо сде­лать то-то и то-то, вот сей­час при­шло, нака­ти­ло что-то. Инту­и­ти­визм толь­ко начи­на­ет тре­бо­вать свои пра­ва на рав­ное с дру­ги­ми пси­хо­ти­па­ми суще­ство­ва­ние. Впе­ре­ди – новое наше­ствие исте­ри­чек, вне­зап­ных пере­мен настро­е­ния и харак­те­ра мыш­ле­ния.

Эти осо­бен­но­сти сле­ду­ет пони­мать, ина­че не ясно будет стрем­ле­ние мар­ги­на­лов всех мастей про­рвать­ся в мир лите­ра­то­ров, мыс­ли­те­лей, поли­ти­ков, социо­ло­гов со сво­и­ми невнят­ны­ми иде­юш­ка­ми. Паде­ние Вели­кой Свя­щен­ной Тра­ди­ции пере­да­чи зна­ния о мире и чело­ве­ке при­во­дит к замы­ка­нию дви­же­ния пси­хо­ти­пов в коль­цо. Низ­шие сосло­вия пре­тен­ду­ют на стас­ки­ва­ние пред­ста­ви­те­лей иерар­хии, сосло­вия мыс­ли­те­лей в гори­зон­таль соб­ствен­ной анар­хич­но­сти, отвер­га­ют авто­ри­те­ты и усто­яв­ши­е­ся кон­цеп­ты мыш­ле­ния. Это про­цесс миро­вой, про­цесс наде­ле­ния раз­ных пси­хо­ти­пов рав­ны­ми пра­ва­ми, повто­рюсь.

Вопрос, сто­я­щий перед циви­ли­за­ци­ей – сохра­нять ли иерар­хич­ный прин­цип постро­е­ния обществ, или ниве­ли­ро­вать раз­ни­цу меж­ду таки­ми раз­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми меня­ю­ще­го­ся чело­ве­че­ско­го вида. Надо толь­ко пони­мать, что мыш­ле­ние, чув­ство, ощу­ще­ние, инту­и­ция – не про­сто иерар­хии внут­рен­не­го мира чело­ве­ка, а функ­ции пси­хи­ки, пре­ва­ли­ру­ю­щие и ком­пен­си­ру­ю­щие, в соче­та­нии с экс­т­ра- и интро­вер­си­ей даю­щие богат­ство «обра­зов и подо­бий» типов души. В иде­а­ле им необ­хо­ди­мо жить гар­мо­нич­но, упо­ря­до­чен­но.

Любые пере­ко­сы чре­ва­ты мас­со­вы­ми пси­хо­за­ми.

***

Тра­ди­ци­о­на­ли­сты рас­смат­ри­ва­ют эту борь­бу пси­хо­ти­пов как раз­ру­ше­ние тра­ди­ци­он­но­го обще­ства. Меж­ду тем невоз­мож­но поста­вить чет­кие зна­ки равен­ства меж­ду сен­си­ти­ва­ми и кастой вай­шья, напри­мер, кастой ремес­лен­ни­ков и тор­гов­цев, рав­но как каста брах­ма­нов – не толь­ко мыс­ля­щий тип, но и инту­и­ти­вист­ский. А хри­сти­ан­ская фило­со­фия, точ­нее, ска­жем, идео­гра­фия? Апо­ка­лип­сис, Откро­ве­ние, не содер­жит прак­ти­че­ски ни одной разум­ной стро­ки, всё оза­ре­ние, всё инту­и­ция, всё Сим­вол.

Я пред­ла­гаю решить этот вопрос нера­вен­ства пара­дигм соот­не­се­ни­ем их с сим­во­ли­че­ской цен­но­стью. Ощу­ще­ния, сугу­бо инди­ви­ду­аль­ное вос­при­я­тие их, цен­но лишь тогда, когда сим­во­лич­но. Мир вку­со­вых удо­воль­ствий, закры­тый для мона­ше­ско­го сосло­вия всех рели­гий, мир телес­но­сти, пере­да­ва­е­мой в ноосфе­ру, ценен лишь постоль­ку, посколь­ку ценен сво­им сим­во­лиз­мом, и уже в мире Сим­во­лов воз­мож­но понять его зна­чи­мость.

Чистое мыш­ле­ние, чистый разум, к сожа­ле­нию, — все­го лишь одна из четы­рех пси­хи­че­ских функ­ций, и без воли она недее­спо­соб­на.

Тем более, если ее рабо­та не при­во­дит к пере­жи­ва­нию пре­об­ра­же­ния целост­но­сти Кос­мо­са, пре­об­ра­же­нию ко все новым и новым состо­я­ни­ям.

2023 г

You may also like...