Александр Дугин вновь выступил с заявлениями о характере происходящих изменений в ноосфере. Согласно его утверждениям, аполлонический и дионисический типы логоса дополнились Темным Логосом, Логосом Кибелы. Пусть так, но что, если иначе проследить путь развития парадигмы, открытой Ницше?
Юнг развил учение Фрейда, точнее пересмотрел его с применением идей Ф.Н. Аполлоническому типу соответствовал мыслящий психотип личности, дионисическому – чувствующий. Но Карл Густав пошел дальше и утвердил представление не только об этих рациональных типах психики, но и об иррациональных – ощущающем и интуитивистском. Как я уже писал однажды, трансформации архаика – модерн – постмодерн приводят к революции, бунту против доминирования мыслящего типа психики и выводу на мировую культурную сцену сенситивов, а воспевания «feelings, feelings» заменяются коллекционированием раздробленных ощущений. В соцсетях и речи молодежи они теперь выглядят как присказка «то чувство, когда» происходит или переживается что-то. Вот только в действительности это не чувство, а осмысленный минимально концепт ощущений, как-то «прилив у ног», «искры на кончиках пальцев», «мурашки» (о потрясающих переживаниях). Так что точнее об этих раздробленных картинках мира говорить «то ощущение, когда».
Одним из знаков свершающегося бунта становится обилие натуралистичных изображений интимной жизни и насилия в новой литературе и кинематографе. Куски порнографии в драме, комедии ли уже не воспринимаются как нечто табуированное для широкого показа. Это именно сенситивизм, отвергающий разумный контроль действий и эмоций, да и не только. Чувство этими «картинками» не выражается, поток движений-поток ощущений вытесняет просветленное мыслью сознание и погружает в мир Кибелы, Темной богини глубоких слоев бессознательного. И заканчиваются произведения такого рода внезапным озарением персонажа – необходимо сделать то-то и то-то, вот сейчас пришло, накатило что-то. Интуитивизм только начинает требовать свои права на равное с другими психотипами существование. Впереди – новое нашествие истеричек, внезапных перемен настроения и характера мышления.
Эти особенности следует понимать, иначе не ясно будет стремление маргиналов всех мастей прорваться в мир литераторов, мыслителей, политиков, социологов со своими невнятными идеюшками. Падение Великой Священной Традиции передачи знания о мире и человеке приводит к замыканию движения психотипов в кольцо. Низшие сословия претендуют на стаскивание представителей иерархии, сословия мыслителей в горизонталь собственной анархичности, отвергают авторитеты и устоявшиеся концепты мышления. Это процесс мировой, процесс наделения разных психотипов равными правами, повторюсь.
Вопрос, стоящий перед цивилизацией – сохранять ли иерархичный принцип построения обществ, или нивелировать разницу между такими разными представителями меняющегося человеческого вида. Надо только понимать, что мышление, чувство, ощущение, интуиция – не просто иерархии внутреннего мира человека, а функции психики, превалирующие и компенсирующие, в сочетании с экстра- и интроверсией дающие богатство «образов и подобий» типов души. В идеале им необходимо жить гармонично, упорядоченно.
Любые перекосы чреваты массовыми психозами.
***
Традиционалисты рассматривают эту борьбу психотипов как разрушение традиционного общества. Между тем невозможно поставить четкие знаки равенства между сенситивами и кастой вайшья, например, кастой ремесленников и торговцев, равно как каста брахманов – не только мыслящий тип, но и интуитивистский. А христианская философия, точнее, скажем, идеография? Апокалипсис, Откровение, не содержит практически ни одной разумной строки, всё озарение, всё интуиция, всё Символ.
Я предлагаю решить этот вопрос неравенства парадигм соотнесением их с символической ценностью. Ощущения, сугубо индивидуальное восприятие их, ценно лишь тогда, когда символично. Мир вкусовых удовольствий, закрытый для монашеского сословия всех религий, мир телесности, передаваемой в ноосферу, ценен лишь постольку, поскольку ценен своим символизмом, и уже в мире Символов возможно понять его значимость.
Чистое мышление, чистый разум, к сожалению, — всего лишь одна из четырех психических функций, и без воли она недееспособна.
Тем более, если ее работа не приводит к переживанию преображения целостности Космоса, преображению ко все новым и новым состояниям.
2023 г


