Обзор 26.09.2024

Не обещано

О поэзии Стефании Даниловой на примере книги «Таблетка под языком», выпущенной Издательским Центром МВГ в 2022 г.

Давай­те зна­ко­мить­ся, кто еще не зна­ет – Сте­фа­ния, уже извест­ный поэт, успеш­но даю­щая поэ­ти­че­ские кон­цер­ты в сто­ли­цах Рос­сии и не толь­ко, участ­ни­ца Меж­ре­ги­о­наль­но­го сове­ща­ния моло­дых писа­те­лей «Мы вырос­ли в Рос­сии», где она и полу­чи­ла сер­ти­фи­кат на изда­ние этой книж­ки.

Сти­хи в нее вхо­дят напи­сан­ные в раз­ные годы и настоль­ко раз­ные сами по себе, что общ­ность меж ними, кро­ме лич­но­сти авто­ра, най­ти слож­но. Может, в этом и есть сек­рет их оба­я­ния? Лич­ное, глу­бо­ко пере­жи­тое, выно­шен­ное и выстра­дан­ное… Нет, каж­дый автор уни­ка­лен, но не каж­дый риск­нет факт сво­ей душев­ной жиз­ни делать все­об­щим досто­я­ни­ем, огра­ни­чи­ва­ясь тема­ми общи­ми, широ­ко извест­ны­ми и уже изби­то попу­ляр­ны­ми. Сте­фа­ния же идет путем лич­но­го пости­же­ния жиз­ни, зара­ба­ты­вая себе пока еще раны от столк­но­ве­ния с миром.

Не дари мне цве­тов: в краю, что меня позвал,
даже в зим­нее вре­мя вет­ви сто­ят в цве­ту.
Мои руки око­че­не­ли сжи­мать штур­вал!
Мои ноги так не хотят идти по мосту!

И мир этот, в ее вос­при­я­тии, как мне кажет­ся, не то, что­бы чуде­сен – нет, он неве­ро­я­тен, он меня­ет­ся вме­сте с настро­е­ни­ем поэта, он сжи­ма­ет­ся и рас­тя­ги­ва­ет­ся, меня­ет цвет и вкус, уме­ща­ясь в одно опре­де­ле­ние, свер­нув­шись из десят­ка свойств:

Тобой, увы, мне не было обе­ща­но
ни зва­ние «люби­мая», ни «друг».
Но я — твоя над­про­па­стью­вор­жен­щи­на —
наде­юсь на стра­хов­ку неж­ных рук.

Огром­ная исто­рия ста­ла досто­я­ни­ем лич­но­го пере­жи­ва­ния и уме­сти­лась в одно сло­во – кто еще так смог бы? Раз­ве что Мая­ков­ский? Хлеб­ни­ков, нет? Впро­чем, в сти­хах Дани­ло­вой нет ни грам­ма под­ра­жа­тель­но­сти. Сама она пишет, что «мэт­ры меня руга­ли за гобе­ле­ны тек­ста». Лич­ность рож­да­ет­ся в муках, лич­ный стиль выра­ба­ты­ва­ет­ся посте­пен­но, в том чис­ле и через кило­мет­ро­вые изли­я­ния рифм…

Неве­ро­ят­ность мира Дани­ло­вой про­яв­ля­ет себя посто­ян­но, вот, напри­мер:

Небе­са — нема­лые, к нам неми­лые —
цве­та мед­но­го купо­ро­са.
С них сле­зин­ка про­ро­ка Илии
пала пря­мо на папи­ро­су.

Мир, в кото­ром воз­мож­но все, в том чис­ле и такое опо­сре­до­ван­ное обще­ние с Про­ро­ком! Текст меня­ет рит­мов­ку и огла­сов­ку вслед за пере­ме­на­ми в мире, вид­ны­ми лич­но­му взгля­ду поэта:

Если ты слы­шишь — заду­май­ся:
Боже, не мно­го ли в этом веку полу­ча­ет муж­чи­на от жен­щи­ны?
Нет, то не ты на ней ста­вил позор­ную
галоч­ку:
это она со сто­ла тебе бро­си­ла
косточ­ку.
Съе­де­но, съе­де­но, Ева, биб­лей­ское
яблоч­ко.
Толь­ко во лбу всё рав­но заго­ра­ет­ся
звёз­доч­ка.

И рит­му­ет­ся мир Дани­ло­вой совре­мен­но:

Доб­рый дядя глав­врач, новый рецепт пиши!
То, что рай для тебя, для про­чих — кро­меш­ный ад.
Я — таб­лет­ка от всех болез­ней тво­ей души,
хоть в соста­ве моём — лишь каль­ция кар­бо­нат.

Такой вот искрен­ний рэп, в кото­ром свой­ства пред­ме­тов, как уже ска­за­но, измен­чи­вы и теку­чи, и Сте­фа­ния не игра­ет эпи­те­та­ми и срав­не­ни­я­ми, как это при­ня­то у основ­ной мас­сы работ­ни­ков пера, она отоб­ра­жа­ет сами свой­ства, сек­рет ее поэ­тич­но­сти в уни­каль­но­сти взгля­да, а не в уме­нии скла­ды­вать сло­ва в кон­струк­ции, как деталь­ки чудес­ных устро­е­ний. Это чем-то срод­ни кинош­ной Мат­ри­це – «в этом коде я вижу жен­щи­ну, в этом ребен­ка, в этом пти­цу» — и если эта пти­ца вдруг начи­на­ет гово­рить с тобой: так и долж­но быть, пото­му что так есть для поэта! Мож­но до хри­по­ты спо­рить, нор­маль­но ли это, выис­ки­вать в био­гра­фии авто­ра и само­упо­ми­на­ни­ях в сети фак­ты пси­хи­ат­ри­че­ских стран­но­стей, мож­но! Толь­ко зачем?

Уез­жая в Стра­ну Того, Что Мог­ло Бы Быть, раз­ре­ши себе…
Раз­ре­ши себе не вер­нуть­ся.

Мир, в кото­ром ты раз и навсе­гда ста­но­вишь­ся дру­гим, пре­об­ра­жа­ешь­ся, начав сле­до­вать ему гар­мо­нич­но, созвуч­но, не ломая и не лома­ясь – мир, кото­рый не надо пре­одо­ле­вать, надо про­сто быть в нем и быть чест­ным, откры­вать и откры­вать­ся, радуя и раду­ясь.

В этом мире, как ста­но­вит­ся понят­но с воз­рас­том, нико­му не обе­ща­но ни люб­ви, ни сча­стья, а все­гда оста­ют­ся лишь одни доб­рые поже­ла­ния. Вот ров­но поэто­му не будем ниче­го желать поэту Дани­ло­вой, толь­ко напом­ним фра­зу из филь­ма о неве­ро­ят­но­сти мира, в кото­ром воз­мож­но все: «Нет ника­кой лож­ки!»

You may also like...